Новости
Главная » Статьи » Мои статьи |
Движение – это жизнь. В живой природе звери и птицы, лишенные возможности передвигаться, погибают. И человеческий мозг запрограммирован так же: длительная неподвижность воспринимается им как непригодность к жизни, срабатывает программа на самоуничтожение. Поэтому за возможность свободно и активно двигаться нужно бороться и драться как за саму жизнь В современном мире одна из важнейших проблем у школьников - дефицит движения. Первая половина дня у обучающегося проходит сидя за партой, вторая половина у основной массы учеников проходит сидя у компьютера. Игнорирование требований гигиены, нарушение техники безопасности сидячего труда приводит к ряду хронических заболеваний. Ведущими симптомами являются сутулая осанка как результат привыкания позы «заваленной спиной». Поэтому целью моей работы является разработка упражнений, которые способствуют формированию правильной осанки и профилактике заболеваний ОДА, которые можно использовать на уроках в формате физкультминуток и развитие интереса у учащихся к физическим упражнениям. Поза сидя на стуле характеризуется углом, образованным лучами, проведенными от нижней части грудины к плоскости лица и к сгибу коленного сустава. Этот угол называется, углом наклона туловища. В зависимости от угла наклона туловища, различают: нормальный угол наклона (при хорошей осанке); угол сутулости; угол компрессии (такая поза характеризует очень плохую осанку или очень плохую привычку сидеть «сложившись»). Поза удобна, но сама по себе является тяжелым испытанием для скелета и внутренних органов человека. Сутулая поза сидя характеризуется максимальным сгибанием в поясничном и грудном отделах позвоночника, наклоном туловища вперёд. Эта поза имеет целый ряд неблагоприятных биомеханических и физиологических последствий: 1. Сглаженный поясничный лордоз и наклоненный грудной и соответственно шейный сегменты тела приводят к перегрузке шейного и поясничного отделов позвоночника. 2. Если вес головы составляет в среднем 3 кг, то нагрузка на шейный отдел позвоночника возрастет многократно — до 18 кг. 3. Нагрузка на передний опорный комплекс позвоночника увеличивается при уменьшении поясничного лордоза При сутулой осанке без того высокая нагрузка возрастет со 150 % до 180 % веса тела. 4. При наклоне грудного сегмента вперед, уменьшается объем грудной полости, и мы наблюдаем сдавливание, как легких, так и органов брюшной полости. Сдавливаются гортань и сосуды шеи. 5. Ухудшается кровоток в органах малого таза. Основой профилактики нарушений осанки следует считать правильное физическое воспитание детей в семье и школе, общее укрепление детского организма. Должна включать в себя: 1сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине; 2 правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость); 3 организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.); 4 постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание; 5отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.); 6 контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.; 7 плавание. Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку. Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой. Благоприятно влияют на детский организм физкультминутки – несколько корригирующих упражнений, выполняемых в классе во время наибольшего утомления детей. Такие упражнения необходимо уметь проводить всем педагогам. Инициатором организации таких физкультминуток должен быть школьный врач. Ниже приведены 2 упражнения ,которые способствуют не только формированию правильной осанки, но и служат профилактикой заболеваний ОДА. Упражнение № 1 « Ракета» Встать прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно. На вдохе поднимать руки через стороны над головой. На выдохе выполнить вправо. На вдохе вернуться в исходное положение. Положительный эффект: Улучшает кровообращение Растягивает и вентилирует грудную клетку Увеличивает объем легких Растягивает спину Уменьшает напряжение в пояснице Улучшает снабжение плеч, локтей и запястья суставной жидкостью Упражнение №2 «Кобра» Встать прямо руки завести за поясницу. Сделать глубокий вдох и на выдохе медленно поднимать руки вверх. Положительный эффект: Улучшает осанку Расширяет грудную клетку Увеличивает подвижность плечевых суставов Снимает напряжение с плечевого пояса В заключение хочу сказать что после выполнения упражнений: сохраняется работоспособность сохраняется концентрация внимания у учащихся улучается общее эмоциональное состояние детей Литература : 1.Навойчик А. И. Общая биомеханика. Тексты лекций по курсу «Биомеханика физических упражнений» Гродно, 2000, 61 с. 2.Казьмин А. И., Кон И. И., Беленький В. Е. Сколиоз. — М.: Медицина, 1981. — 272 с 3. Крадман Д. А. Шведская система физических упражнений. Государственное издательство, Петроград, 1923, с.14 4. Иваничев Г. А. Мануальная терапия. Руководство, атлас. Казань, 1997 | |
Просмотров: 1784 | Комментарии: 4 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||